В рамках деловой программы 21-й Тихоокеанской международной туристской выставки PITE-2019, проходившей в г. Владивостоке 23-25 мая 2019 г., на базе кампуса ДВФУ 23 мая 2019 года был организован международный образовательный семинар «Специализированные виды туризма». Тематика семинара определена Государственной программой развития туризма в Приморском крае на период 2013-2019 гг., в соответствии с которой специализированные виды туризма являются факторами роста туристской аттрактивности Приморского края.
Организаторы семинара – Школа экономики и менеджмента ДВФУ, «Дальэкспоцентр» при поддержке департамента туризма Приморского края.
В качестве спикеров семинарабыли приглашены Ханс Хиртнер, генеральный директор Бизнес-школы управления индустрии сервиса SWISSAM; Пак Хюн Бон, директор представительства Национальной организации туризма Кореи в г. Владивостоке; Крейг Баллантайн, исполнительный директор ООО «Первая игровая компания Востока», Нур Азлан Абу Бакар, директор Представительства Управления по туризму Малайзии в Токио; А. Евстигнеева, руководитель международных проектов ООО «РЖД ТУР»; С.С. Руснак, зам. директора Приморской картинной галереи, ведущие специалисты ДВФУ.
В семинаре приняли участие более 70 российских и зарубежных представителей бизнеса, науки, образования, органов управления туризмом, а также магистранты ДВФУ и ВГУЭСа.
ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», Россия, г. Санкт–Петербург
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 г. определяет туризм как важнейшую сферу деятельности современной экономики, нацеленную на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом отмечается, что в отличие от других отраслей национальной экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи сферой, ориентированной на экспорт услуг, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках. Для многих стран сегодня, как отмечается в официальных источниках, затраты туристов на проживание, питание, местный транспорт, развлечения и др. расходы составляют существенную долю в экономике, повышая при этом уровень занятости населения [1]. В Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 гг.)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г., отмечается, что «Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, на ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события» [2]. В регионах России сегодня сосредоточен высокий потенциал позиционирования и развития различных туристских объектов. Однако, как замечается там же, туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере. Например, согласно прогнозу Всемирной туристской организации, Россия при соответствующем уровне развития инфраструктуры может принимать в год до 40 млн. иностранных туристов, тогда как в последние годы число посетивших нашу страну иностранных граждан ежегодно не достигает и половины указанной выше цифры. Тем не менее, потенциально к 2020 году Российская Федерация может войти в первую десятку самых популярных стран, посещаемых туристами [2]. Однако развитие России в области туризма в целом, и развитие Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона как туристского кластера в частности, сопряжено с преодолением ряда барьеров, таких как, низкое качество оказываемых услуг, вызванное нехваткой квалифицированных кадров; малое количество гостиниц туристского класса (2-3 звезды); высокая стоимость питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающая среднеевропейский уровень; несоответствие оснащенности объектов показа и туристской инфраструктуры в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе потребностям современных зарубежных туристов [3].
Очевидно, что качество и востребованность туризма обуславливает совокупность определенных сервисных составляющих, нашедших наиболее полное отражение в Общероссийском классификаторе услуг населению [4]. Качественное кадровое и технологичес–кое обеспечение в таких аспектах, как гостиничный и ресторанный бизнес, социально-культурный сервис, юридические, страховые, таможенные и транспортные услуги и др. является необходимым условием интенсивного развития отечественной туриндустрии. Напомним, что Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [5] определяет туристскую индустрию как «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туристскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков», что в целом совпадает с трактовкой современных специалистов в области туризма. Вместе с тем, в современной научной литературе достаточно часто встречается понятие гостеприимства и индустрии гостеприимства как тождественные понятию туризм и индустрии туризма. Однако ряд зарубежных и отечественных авторов трактуют эти понятие как различные, но взаимоувязанные и дополняющие друг друга. Наиболее часто встречается трактовка гостеприимства как индустрии, направленной на создание позитивной программы по привлечению туристов, а туризма как индустрии, связанной с предоставлением услуг по отправлению туристов в различные страны или города, либо трактовка индустрии гостеприимства как собственно гостеприимство, а также путешествия и туризм. Однако именно проблема подготовки квалифицированных кадров для индустрии туризма и гостеприимства, обладающих набором современных профессиональных компетенций, включая коммуникативные международные стандарты, современные сервисные технологии и др., представляется наиважнейшей как в области развития отечественной индустрии гостеприимства, так и в системе высшего профессионального образования в России.
Профессиональное туристическое образование тесно связано с процессами глобализации и стремительного технологического развития. В этих условиях содержание профессионального туристического образования должно, на наш взгляд, создать условия для полноценного кадрового обеспечения, с одной стороны, и для дальнейшего развития туризма, в целом, за счет притока высокопрофессиональных специалистов. Представляется необходимым поиск эффективных путей установления тесного взаимодействия науки, образования и туристского сектора реальной экономики в области кадрового обеспечения и отраслевого развития: подготовка специалистов для туриндустрии, готовых к эффективной деятельности сразу по окончании учебного заведения среднего и высшего профессионального образования, включение топ-менеджеров туриндустрии в образовательный процесс (чтение лекций, ведение практикумов, экспертиза образовательных программ, руководство дипломными проектами и др.), осуществление научных исследований в области теории и методологии туризма, прикладных разработок и проектов внедренческого характера, направленных на развитие отечественной туриндустрии.
Здесь выступает необходимость кадрового обеспечения на четырех уровнях: линейные (т.н. «полевые») специалисты туризма, управленческие кадры (топ-менеджеры), преподава–тельский состав высших и средних учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку персонала для туриндустрии, научные работники, осуществляющие исследовательскую и внедренческую деятельность. Каждый из указанных выше уровней должен быть взаимоувязан друг с другом по единству целей, задач, принципов, стандартов, технологий деятельности в области формирования и реализации эффективной стратегии развития туризма в Российской Федерации [6].
Вместе с тем, подготовка кадров для туризма носит, на наш взгляд, трансграничный характер и не может осуществляться в замкнутой системе национального высшего профессионального образования. В рамках так называемых Болонского и Копенгагенского процессов перспективным направлением формирования международного образовательного пространства и формой интеграции в него вузов становится академическая мобильность. Задачи Болонской и Копенгагенской деклараций направлены на превращение экономики Европы в наиболее конкурентоспособную, а образование в европейских странах в мировой эталон качества. Отметим, что под академической мобильностью традиционно понимается перемещение учащегося или сотрудника, имеющего отношение к образованию, на определенный период в другое образовательное или научное учреждение (в своей стране или за рубежом) как индивидуально, так и в рамках совместной образовательной и (или) исследовательской деятельности вузов и научных центров для обучения, преподавания, проведения исследований или повышения квалификации, после чего учащийся, преподаватель, исследователь или администратор возвращается в свое основное учебное заведение [7]. Как известно, академическая мобильность осуществляется в таких организационных формах как индивидуальная мобильность, совместные образовательные программы, программы «двойных дипломов». По вектору взаимодействия традиционно выделяют внешнюю и внутреннюю мобильность, причем в конкретном случае под внутренней мобильностью мы понимаем не только и не столько мобильность внутрироссийскую, сколько академическую мобильность внутри объединения профильных вузов, осуществляющих подготовку для сферы сервиса и индустрии туризма.
Интересен в данном вопросе опыт, накопленный в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» (СПбГУСЭ). Отметим, что в 2009 г. СПбГУСЭ стал инициатором создания и головной организацией Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса (далее – Консорциум), в составе которого в настоящее время уже 12 российских вузов, ведущих подготовку специалистов для сферы сервиса и индустрии туризма. СПбГУСЭ – единственный вуз Санкт-Петербурга, получивший право создания центра привлечения волонтеров для участия в организации и проведении XXII Олимпийских игр и XI Паралимпийских зимних игр «Сочи-2014». В соответствии с решением Минобрнауки России, СПбГУСЭ сегодня является базовой площадкой по организации повышения квалификации специалистов, профессорско-преподавательского состава, научно-педагогических и педагогических работников, привлекаемых к обучению специалистов для индустрии гостеприимства города-курорта Сочи, обслуживания и проведения XXII Олимпийских зимних и XI Паралимпийских зимних Игр 2014 г. в г. Сочи. В 2011 г. в СПбГУСЭ разработана Программа стратегического развития (далее – Программа), предусматривающая создание современных научно-образовательных центров и лабораторий в области туризма, управления ЖКХ, социальных услуг, таможенного дела, логистики и др. По итогам конкурсного отбора Программа получила поддержку Министерства образования и науки РФ и соответствующее финансирование из федерального бюджета в течение трех лет (2012-2014 гг.). В рамках реализации Программы ведется работа по нескольким крупным научно-исследовательским и организационно-технологическим проектам, один из которых «Совершенствование и развитие внутрироссийской и международной мобильности аспирантов и молодых научно-педагогических работников вуза». В 2012 г. СПбГУСЭ стал победителем конкурса программ развития деятельности студенческих объединений образовательных учреждений высшего профессионального образования и в течение двух лет (2012-2013 гг.) получит финансирование на реализацию этой программы, предусматривающую рост и усовершенствование профессиональных компетенций и социокультурное развитие студентов. В 2011 г. по результатам ежегодного конкурса, проводимого Министерством образования и науки РФ, СПбГУСЭ как головной организации Консорциума вузов сервиса присвоен статус федеральной инновационной площадки на 2012 – 2017 гг. В качестве федеральной инновационной площадки СПбГУСЭ совместно с вузами Консорциума реализует проект: «Формирование новых механизмов саморегулирования деятельности объединения вузов сервиса и их сетевого взаимодействия». В мае 2012 г. в соответствии с решением Минобрнауки России Университет стал базовым вузом по организации повышения квалификации научно-педагогических кадров вузов сервиса в предметной области. В июне 2012 года на 93-й сессии Исполнительного совета Всемирной туристской организации (ЮНВТО) в Мадриде, СПбГУСЭ был принят ассоциированным членом в состав ЮНВТО, действующей под патронажем Организации Объединенных Наций. Также СПбГУСЭ входит в Академию Балтийского моря – объединение университетов из 9 стран, нацеленное на развитие обменов учащимися и преподавателями; совместную разработку учебных программ; трансфер знаний и технологий, специально разработанных для малых и средних предприятий стран Балтийского моря. В 2012 г. СПбГУСЭ стал победителем конкурса «Оказание услуг по рецензированию учебных изданий», проводимого Московским государственным университетом печати им. Ивана Федорова, и является уполномоченным вузом, рецензирующим по укрупненной группе специальностей «Сфера обслуживания» учебные издания, используемые в образовательном процессе.
Все вышеизложенное наглядно демонстрирует высокий научный, инновационный, учебный, методический потенциал СПбГУСЭ как головной организации Консорциума вузов сервиса, осуществляющих наиболее качественную комплексную подготовку специалистов для туриндустрии и индустрии гостеприимства с учетом реалий национальной экономики, потребностей и тенденций отечественного рынка труда и международных стандартов обслуживания потребителей туристских услуг.
По мнению автора, Болонский процесс применительно к СПбГУСЭ предоставляет большие возможности развития академической мобильности, связанной с выбором направлений и программ профессиональной подготовки, обусловленные тем, что в состав Консорциума вузов сервиса входят в основном российские вузы, являющиеся профильными в подготовке специалистов в области сервиса и туризма. Для комплексного решения задач кадрового и технологического обеспечения туриндустрии и сопутствующих сервисных услуг в России в рамках сетевого взаимодействия вузов Консорциума было принято решение о том, что, например, СПбГУСЭ отвечает за повышение квалификации и переподготовку кадров, Поволжский государственный университет сервиса – за учебную работу, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса – за методическую работу, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса – за научную работу и т.д. Советом Консорциума было принято положение об академической мобильности, сформирован объединенный Ученый совет, разработаны предложения по созданию объединенных диссерта–ционных советов. Все это способствовало формированию безбарьерной среды для субъектов внутренней академической мобильности и уже, например, студенты-дизайнеры из Омского государственного института сервиса стажировались в Петербурге, студенты из Тольятти (Поволжский государственный университет сервиса) проходили семестровую практику в Южно-Российском государственном университете экономики и сервиса, а будущие турбизнесмены из Владивостока планируют практику в СПбГУСЭ. Подобная работа продолжается, фактически происходит воспроизводство болонской системы в российских масштабах при подготовке специалистов для сферы сервиса. Отличительной особенностью такой работы в Консорциуме является отсутствие четкой вертикальной управленческой иерархии, поскольку Консорциум вузов сервиса является добровольным неюридическим объединением юридических лиц.
Остановимся на активно реализуемом Положении об академической мобильности студентов, слушателей, аспирантов, докторантов и преподавателей Консорциума вузов сервиса, утвержденном на заседании Совета Консорциума в 2010 г. и определяющим основной понятийный аппарат и базовые технологии в реализации академической мобильности обучающихся и преподавателей Консорциума вузов сервиса как одного из основных принципов Болонской декларации на основе оптимальной интеграции, сетевого взаимодействия вузов Консорциума, консолидации их совокупного потенциала, объединения опыта, научно-исследовательской базы, технологических, информационных и других ресурсов. В соответствии с указанным выше положением эта реализация может осуществляться в следующих формах:
включённого обучения в рамках межвузовских образовательных программ (без выдачи второго диплома);
обучения в рамках совместных программ двойных дипломов (степеней);
включённого обучения в рамках индивидуальных образовательных программ;
изучения отдельных дисциплин (модулей) образовательной программы;
освоение дополнительных программ (либо их части);
продолжение обучения по программам магистратуры или послевузовского образования;
совместное выполнение межвузовских выпускных квалификационных работ;
участие обучающихся в летних школах (семестрах);
прохождение языковой стажировки;
участие в программе подготовки различных грантов;
проведение совместных научных исследований;
участие в совместных мероприятиях по внеучебной деятельности в рамках формирования общекультурных компетенций [8].
Как уже упоминалось выше, одним из основных проектов Программы стратегического развития СПбГУСЭ является проект «Совершенствование и развитие внутрироссийской и международной мобильности аспирантов и молодых научно-педагогических работников вуза». В процессе реализации данного проекта в текущем году утверждено Положение о создании и работе Центра международных образовательных программ и проектов; осуществлена масштабная работа по проверке документов на соответствие законодательству РФ, оформлению регистрации, виз и приглашений для более чем трехсот иностранных абитуриентов; начата работа подготовительного отделения для иностранных слушателей из Китая, Туркменистана и Азербайджана; помимо англоязычной, запущена версия сайта СПбГУСЭ на китайском языке, содержащая информация об университете и основных образовательных программах; приняты делегации Университета Восточной Финляндии, г. Савонлинна, делегации Университета прикладных наук Миккели (Финляндия) и Баотоуского профессионального университета легкой промышленности (КНР); также проведена I Международная студенческая конференция «Возможности и риски для молодого предпринимательства», организованная совместно с Университетом Саксион (Нидерланды) и Университетом Гент (Бельгия). Активно ведется работа по мобильности студентов: окончена производственная практика студентов СПбГУСЭ в Греции, приняты иностранные студенты на обменную программу по направлению «Туризм» и др. Отметим, что 26 июня 1995 г. во время визита делегации Правительства Китайской Народной Республики в Россию в целях развития двустороннего сотрудничества в области образования между Россией и Китаем, Правительства РФ и КНР подписали Соглашение о взаимном признании документов об образовании и ученых степеней [9]. Это соглашение дает право гражданам России и Китая, получив образование в одной из стран продолжить получение образования или заниматься профессиональной деятельностью в другой. С перечисленными ниже университетами и иными образовательными учреждениями Китая СПбГУСЭ плодотворно сотрудничает, в частности, к настоящему времени согласованы обменные программы и краткосрочные курсы: Пекинский объединенный университет, Хэнаньский государственный университет экономики и права, Шаньдунский политехнический университет, Шаньдунский педагогический университет, Тяньцзиньский университет иностранных языков, Наньянский политехнический институт КНР, Баотоуский университет легкой промышленности, Цзинаньская средняя школа иностранных языков. В 2011-2012 гг. на основные программы СПбГУСЭ было зачислено 10 граждан КНР. В рамках работы подготовительного отделения русского языка принимаются слушатели из Китая, так в 2012 г. было принято 5 человек. Помимо учебного СПбГУСЭ поддерживает линию научного обмена. На индивидуальные программы повышения квалификации принимаются преподаватели и научные сотрудники высших учебных заведений КНР (в 2010 г. преподаватель из Цзяоцзоуского педагогического института, в 2012 г. научный сотрудник Цзинаньской академии социальных наук). СПбГУСЭ активный участник ежегодной международной выставки образования “China Education Expo” в Пекине, также СПбГУСЭ является соорганизатором проекта Евразийского центра по изучению русского языка при Баотоуском университете легкой промышленности, КНР. Политика СПбГУСЭ в области международного сотрудничества с КНР лежит в русле исполнения распоряжение Президента РФ от 13 февраля 2012 г. N 53-рп "О проведении Года российского туризма в Китайской Народной Республике и Года китайского туризма в Российской Федерации", утверждающее необходимость, в целях дальнейшего развития российско-китайских отношений, провести в 2012 году Год российского туризма в Китайской Народной Республике и в 2013 году Год китайского туризма в Российской Федерации [10].
Не менее эффективная работа ведется в вузах Консорциума и по программам двойных дипломов. Например, в 2009 г. подписано соглашение о двойных дипломах между СПбГУСЭ и Университетом прикладных наук Миккели. За это время прошли обучение более 20 студентов по специальностям «Технология продуктов общественного питания» и «Менеджмент организации». Также в 2010 г. подписано соглашение о двойных дипломах между СПбГУСЭ и Университетом прикладных наук Саймиа, сейчас несколько студентов проходят обучение по специальности «Туризм». Владивостокский государственный университет экономики и сервиса в 2006-2009 гг. имел партнерские отношения с University of Alaska Anchorage (США), Unitec (Новая Зеландия), Solbridge (Ю. Корея) в области подготовки студентов экономических специальностей, с 2010 г. произошло изменение модели обучения, и был начат целевой набор на совместную международную программу с первого курса. На сегодняшний день по данной программе обучается около 40 человек. Также ведутся переговоры о совместной программе с Western Washington University, США. Российский государственный торгово-экономический университет заключил договор с Лионской высшей школой менеджмента (Франция) по образовательным программам «Обмен студентами на семестр» и «Двойной диплом» по специальности «Менеджмент», обучение в рамках программы прошли 20 чел.; договор с Марсельской Школой менеджмента Евромед (Марсель, Франция), по специальности «Менеджмент», обучение в рамках программы прошли 3 чел.; меморандум о взаимопонимании с Кентерберийским университет (Великобритания) по подготовке магистров в сфере бизнеса и управления, маркетинга, управления финансами, обучение в рамках программы прошли 7 чел. Не менее результативную работу по программам двойных дипломов осуществляют и остальные вузы Консорциума.
Представляется очевидным, что именно Консорциум вузов сервиса как свободное объединение университетов России, осуществляющих комплексную подготовку специалистов для индустрии туризма и гостеприимства, имеет идеальные условия для развития академической мобильности как основы создания российского пространства высшего туристского образования и интеграции в международный рынок образовательных услуг. Студент, аспирант, преподаватель, молодой и маститый ученый из вузов Консорциума имеет теперь возможность получить разностороннее российское или европейское образование в области туризма, обеспечивающее ему формирование профессиональных компетенций последнего поколения, разделение традиций признанных отечественных и мировых научных школ, расширение профессионального и социального кругозора. В соответствии с Пражским коммюнике министров образования 2001 г. мобильность позволит ее участникам «воспользо–ваться богатствами европейского пространства высшего образования, включая демократичес–кие ценности, разнообразие культур и языков, разнообразие систем высшего образования» [11]. Также большой потенциал для реализации принципа академической мобильности обучающихся, преподавателей, исследователей и формирования уникальной научной и образовательной среды мирового значения заключается, на наш взгляд, в дальнейшем развитии профессионального и делового сотрудничества российских вузов Консорциума и университетов Китайской Народной Республики.
Литература
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. - Федеральное агентство по туризму.- М., 2008. - 95 с.
Концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)". Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. N 1230-р. – М., 2010. - 37с.
Программа развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2011-2016 годы. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 7 июня 2011 года N 732. – М., 2011. – 29 с.
Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, изм. 12/2010 ОКУН, приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.12.2010 г. № 1072.
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в ред. от 30.07.2010 г. № 242-ФЗ.
Костин Р.А., Кучина О.В. Подготовка кадров для сферы туризма: опыт Северо- Западного региона Российской Федерации. – Сб. мат. I Межд. науч.-практ. конф. «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». – Тольятти, ПВГУС, 2012. – 5 с.
Академическая мобильность в России: нормативно-методическое обеспечение // Сёмин Н.В., Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л. и др.- М., изд. МГУ, 2007. – С.7.
Положение об академической мобильности студентов, слушателей, аспирантов, докторантов и преподавателей от 11.11..2010 г., протокол №5 заседания Совета Национального научно-образовательного инновационно-технологического Консорциума вузов сервиса.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республикой о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях (Москва 26 июня 1995 г.) // Международные соглашения по признанию документов об образовании. – М., 2009 – 103 с.
Распоряжение Президента РФ "О проведении Года российского туризма в Китайской Народной Республике и Года китайского туризма в Российской Федерации" от 13 февраля 2012 г. N 53-рп.
Коммюнике встречи европейских министров, отвечающих за высшее образование. Прага,19 мая 2001 г. // URL: www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/praha/ (дата обращения 05.10. 2012 г.).
Пристатейный список:
Библиографическая ссылка
Костин Р.А. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В КОНСОРЦИУМЕ ВУЗОВ СЕРВИСА: ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
// Проблемы устойчивого развития туризма. – 2014. – № 4;
URL: tourism.esrae.ru/ru/1-1 (дата обращения:
23.11.2024).